ПОКРОВСКИЙ ПРИХОД ГОРОДА НОВОДВИНСКА
Архангельская епархия Русской Православной Церкви

В НОВОДВИНСКОМ КЦСО СОСТОЯЛОСЬ ОЧЕРЕДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ИЗ ЦИКЛА «ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ». ТЕМА БЕСЕДЫ – ПАСХА ХРИСТОВА.

В НОВОДВИНСКОМ КЦСО СОСТОЯЛОСЬ ОЧЕРЕДНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ИЗ ЦИКЛА «ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ». ТЕМА БЕСЕДЫ – ПАСХА ХРИСТОВА.

Перед началом мероприятия сестра милосердия Третьякова Любовь Валерьевна рассказала о деятельности Новодвинского филиала сестричества во имя святой царственной мученицы Александры Федоровны.

Текст тематической беседы «Светлое Христово Воскресение» составлен в основном из произведений русских писателей:
«Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой. Огонёчки теплятся, прохожие крестятся и пахнет весной…» Так образно передал Александр Блок настроение праздника «Вход Господень в Иерусалим», или как его ещё называют, «Вербное воскресенье».
Праздничные обряды и обычаи пасхального цикла начинались в России с Вербного воскресенья.
В преддверии Вербного воскресенья открывались вербные базары, где продавались сладости и игрушки, чтобы скрасить пост детям. Освящали вербу обычно в канун праздника или заутрене. Перед тем, как нести вербовые ветки в церковь, их ставили на несколько дней в воду, чтобы верба стала ещё более пушистой, а затем, связав в пучок, украшали цветами, звёздочками из цветной бумаги и лентами. Для вербы делали теремок из соломы и вешали его перед иконой, а на Пасху туда же клали освящённое яйцо.
Этот праздник совершается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресенья, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим – главный город Святой земли.

«- Всё премудро устроено… — радуется на вербу Горкин, поглаживает золотые вербешки. – Нигде сейчас не найтить цветочка, а верба разубралась. И завсегда так, на святого Лазаря, на Вход Господень. И дерева кланяются Ему, поют Осанну. Осанна-то?.. А такое слово, духовное. Сияние, значит, божественное, — Осанна. Вот она с нами и воспоёт завтра Осанну, святое деревцо. А потом, дома, за образа поставим, помнить год цельный будем
Я спрашиваю его – это чего помнить?

— Как – чего?.. завтра Лазаря воскресил Господь. Вечная, значит, жизнь всем будет, все воскреснем. Кака радость-то! Так и поётся: «Общее воскресение…из мёртвых Лазаря воздвиг Христе Боже…» А потом Осанну поют, Вербное воскресенье называется, читал небось в Священной истории? Я тебе сколько говорил… — вот-вот, ребятишки там воскликали, в Иерусалиме-граде. Христос на осляти, на муку крестную входит, а они с вербочками, с вайями… по-ихнему – вайя называется, а по-нашему – верба. А фарисеи стали серчать, со злости, зачем, мол, кричите на Осанну?
А Христос и сказал им: «Не мешайте детям ко Мне приходить и возглашать Осанну, они сердцем чуют…» — дети-то все чистые, безгрешные, — «а дети не будут возглашать, то камни каменные возопиют!» — во как. Осанну возопиют, прославят. У Господа всё живёт. Мёртвый камень – и тот живой. А уж верба-то и подавно живая, ишь – цветёт. Как же не радоваться-то, голубок!..».
(Иван Шмелёв)
«Великий четверг варили пасхальные яйца по старинному деревенскому обычаю, варили их в луковичных перьях, отчего получались они похожими на густой цвет осеннего кленового листа. Пахли они по-особенному – не то кипарисом, не то свежим тёсом, прогретым солнцем. Лавочных красок в нарядных коробках мать не признавала. Это не по-деревенски, — говорила она, — не по нашему свычаю!
— На Страстной неделе тише ходили, тише разговаривали и почти ничего не ели. Вместо чая пили сбитень (горячую воду с патокой) и закусывали его чёрным хлебом. Вечером ходили в монастырскую церковь, где службы были поуставнее и строже. Из этой церкви мать принесла на днях слова, слышанные от монашки:
— Для молитвы пост есть то же, что для птицы крылья! (В.Никифоров-Волгин)

Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи.
Потемнели тёмные трущобы,
Тихие заплакали ключи…
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз,
И на камни стали капать слёзы
Злой зимой очищенных берёз.

И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождём…
Поднялись – морями стали реки,
И в горах пронёсся первый гром.

Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешённая весна…
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы расцвели.
Яков Полонский.

Воскресение Христово – «праздников праздник и торжество из торжеств». «Великолепнейший пир», который Господь приготовил всем, входящим под сень Его Дома…

Душа многих из нас, если не сказать почти каждого, переполнена в этот день радостью и надеждой. Надеждой на будущее бессмертие. Ведь, как сказал древний философ, каждая душа по природе своей христианка.
Стар и млад стремятся попасть в пасхальную ночь в храм, «под благодатную сень». И в каждом загорается здесь искра желания стать лучше, честнее, добрей, желания подняться, даже если ты вдруг упал…
Когда в своей жизни мы совершаем какие-либо падения, буквальные или нравственные, — вспоминаются рассказы родителей о наших первых шагах и о нашем непреодолимом желании вставать и вставать. Таков закон жизни. Мы впитали его с молоком матери. Он оставлен нам предками, от рождения и до заката преодолевавшими нелёгкий жизненный путь – с падениями и восстаниями. Не только своего тела, но и души.

Как весенний росток, видя перед собой Христа, душа в этот светлый пасхальный день чувствует потребность тянуться вверх, к своему совершенствованию и обновлению.

«Я просыпаюсь, радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске – весёлый звон. Сразу я не могу понять, отчего такой блеск и звон. Будто ещё во сне – звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза – и вдруг вспоминаю: да это Пасха!.. яркое утро, солнце, пасхальный звон!.. Розовый накомодник, вышитый белыми цветами… — его только на Пасху стелят! – яркие розы на иконе… Пасха!.. – и меня заливает радостью». (Иван Шмелев. «На Святой»)

Ночное пасхальное шествие представляет собой необыкновенно красивое зрелище.
«А радость пасхальная всё ширилась, как Волга в половодье… стали готовиться к крестному ходу вокруг церкви. Из алтаря вынесли серебряный запрестольный крест, золотое Евангелие. Огромный круглый хлеб – артос. Заулыбались поднятые иконы, и у всех зажглись красные пасхальные свечи. Наступила тишина… и среди этой тишины запели: «Воскресение твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси». И под эту воскрыляющую песню заструился огнями крестный ход. Тесно прижавшись друг к другу, ночными потёмками, по струям воскресной песни, осыпаемые трезвоном и обогреваемые огоньками свечей, мы пошли вокруг белозорной от сотни огней церкви и остановились в ожидании у крепко закрытых дверей. Смолкли колокола, сердце затаилось… Всё превратилось в ликующие пасхальные свечи! И вот то огромное, чего охватить не мог вначале, — свершилось! Запели «Христос воскрес из мёртвых». Три раза пропели «Христос воскресе», и перед нами распахнулись высокие двери…Вспыхнула Пасха Господня!». (В.Никифоров-Волгин. «Светлая Заутреня».)

Посетители центра познакомились с обычаями и традициями празднования Пасхи на Руси.

Например — помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе ещё готовились и специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью. Ювелиры вытачивали миниатюрные яички даже из драгоценных металлов. В изготовлении таких подарков особо преуспела фирма знаменитого Карла Фаберже. Эти подарки сделались изящной роскошью.
Беседа сопровождалась электронной презентацией, в которой представлены иконы, картины и старинные открытки, посвященные этому великому празднику.

Ирина Фишова