ПОКРОВСКИЙ ПРИХОД ГОРОДА НОВОДВИНСКА
Архангельская епархия Русской Православной Церкви

ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ САФУ ВАСИЛИЙ ТРОФИМЕНКО РАССКАЗАЛ ПРИХОЖАНАМ НОВОДВИНСКОГО ПРИХОДА О МОНАСТЫРЯХ РУССКОГО СЕВЕРА

ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ САФУ ВАСИЛИЙ ТРОФИМЕНКО РАССКАЗАЛ ПРИХОЖАНАМ НОВОДВИНСКОГО ПРИХОДА О МОНАСТЫРЯХ РУССКОГО СЕВЕРА

19 января 2020 года, в праздник — Святое Богоявление, Крещение Господня, в Православном культурном центре города Новодвинска состоялась встреча с Трофименко Василием Георгиевичем, доцентом кафедры всеобщей истории САФУ, заместителем директора Государственного архива Архангельской области, по теме: «Монастыри Русского Севера (к 500-летию Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря).

Это мероприятие продолжило цикл встреч: «Церковь, государство, народ: рассказы из истории Русского Севера». На встрече присутствовали прихожане Покровского прихода, сестры милосердия новодвинского отделения епархиального сестричества во имя святой царственной мученицы Александры Федоровны Романовой и другие жители Новодвинска. В этот важный православный праздник особенно значимым и интересным казалось выступление Василия Трофименко.

Лектор начал встречу с интригующего сообщения. Принято считать, что Архангельск основан в 1584 году Иваном Грозным, но оказывается, есть другое мнение. Так, Лукин Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор утверждает, что основание монастыря Михаила Архангела, который находился на месте Архангельска, нужно признать датой основания города. «В издании «Историческое начало Архангельска» (Лукин Ю.Ф. Историческое начало Архангельска. Архангельск, 2020) автор ссылается на благословенную грамоту новгородского архиепископа Иоанна, датируемую 1388 годом», — отметил Трофименко Василий.

Далее лектор раскрыл этапы монастырской истории Севера: новгородско-ростовский (X-XVвв.); московский (XVI-XVII вв.); петербургский (XVIII- начало XX вв.). В ходе повествования он сообщил о причинах, процессе возникновения монастырей на Русском Севере, особенностях их деятельности, которая характеризуется не только жизнью по строгому монастырскому уставу, но и хозяйственной работой и др.

Василий Трофименко поведал о типах монастырей: 1) городской или пригородный монастырь (Холмогорский Успенский, Каргопольские Успенский и Спасский, др.); 2) пустыня, скит; 3) крупный монастырь (Соловецкий монастырь, Антониево-Сийский монастырь).
Кроме того, историк сообщил о функциях монастырей в прошлом Севера. Это не только духовная и религиозная функции, но и культурная, эстетическая; административная, управленческая и др.

Лектор подробно рассказал об истории создания, деятельности, роли монастырей Русского Севера в православном мире, многие из которых не сохранились. «Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь являлся почти самостоятельным государством, центром Беломорья, он осуществлял оборону от иноземных захватчиков», — подчеркнул Василий Трофименко. «А в советские годы Соловецкий монастырь превратился в тюрьму, где мучили и истребляли заключенных, многие из которых стали новомучениками и исповедниками Соловецкими», — продолжил историк.

Большое внимание лектор уделил рассказу о Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре, который играл важную роль в истории России. Здесь отбывал ссылку боярин Фёдор Никитич Романов, отец будущего царя Михаила Фёдоровича, основателя и первого русского самодержца из династии Романовых. По воле царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Филарет и становится Патриархом. «В 2020 году будет отмечаться 500-летие со дня основания монастыря на федеральном уровне, к этому событию выпущена монета», — особо отметил Трофименко Василий.

Повествуя об истории создания Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря, Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря лектор поведал о житии святых праведных отрока Артемия Веркольского и Иоанна Кронштадтского.

На встрече участники ознакомились с жизнью монастырей Севера — с прошлого до настоящего, где есть и радостные, и трагические страницы.
После выступления историка слушатели задавали ему вопросы. Беседа продолжилась и завершилась на оптимистической ноте: надеждой на дальнейшее возрождение монастырей и их процветание!