ПОКРОВСКИЙ ПРИХОД ГОРОДА НОВОДВИНСКА
Архангельская епархия Русской Православной Церкви

Мерзость запустения. Судьба монастырей Русского Севера после Революции 1917 года

Мерзость запустения. Судьба монастырей  Русского Севера после Революции 1917 года

В православном культурном центре состоялась встреча прихожан во главе с настоятелем Покровского прихода города Новодвинска – протоиреем Владимиром (Новиковым) с представителем  АРОО «Северное историко-родословное общество», заместителем директора Государственного  Архива Архангельской области, доцентом кафедры Всеобщей истории САФУ  — Трофименко Василием Георгиевичем по теме: «Мерзость запустения. Судьба монастырей  Русского Севера после Революции 1917 года.»

Открывая встречу, Василий Георгиевич процитировал Евангелия от Матфея: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Евангелия от Матфея 24:15-16).

Центры духовной жизни Русского Севера – монастыри в 20-е – 30-е годы  XX века были безжалостно разграблены, осквернены.

После революции часть монастыри использовались «новой» властью   для хозяйственных целей, чему способствовала их удаленность, наличие развитой хозяйственной инфраструктуры. Обители стали площадками для сельскохозяйственных экспериментов. Создаются сельскохозяйственные артели, совхозы (Успенская трудовая артель в Холмогорах, многоотраслевой совхоз «Соловки», совхоз «Красноармеец» в Артемиево-Веркольском монастыре).

Другая часть монастырей  использовалась для размещения «трудных» детей-сирот (колония «Коммунар» в Николо-Корельском мужском монастыре, Сийская детская колония, Михайло-Архангельская колония).  Безбожная пропаганда способствовала расхищению и осквернению святынь подростками.

Первый опыт использования монастырей, как части пенитенциарной системы, Советской властью был опробован в 1919 го в Шенкурске  (Свято-Троицкий женский монастырь), в 1920 году в Холмогорах (Успенский женский монастырь) и в Пертоминске (Преображенском мужском монастыре). В 1923 году организуется Соловецкий ИТЛ (максимальная численность заключенных  на 01.01.1931 г – до 71800 чел.), Каргопольский  ИТЛ (максимальная численность заключенных  на 01.01.1940 г – 27432 чел. ).

Советской властью монастыри использовались как место отдыха.  В Архангельской области Антониево-Сийский монастырь стал местом отдыха работников лесной промышленности с 70-х годов находился  пионерский лагерь «Автомобилист», часть территории была отдана под дачу для Архангельского облисполкома.

Более повезло Сольвычегодскому Свято-Введенскому монастырю и Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю, в которых были открыты музеи.

Из 25 действующих монастырей Архангельской области на начало XX века почти все были «новой» властью разрушены. Первые двадцать лет после закрытия монастырей показали, что  попытки монахов договориться с новой властью о сохранении общежительства, хотя бы в форме коммун-артелей-совхозов  были обречены на провал. Захватив чужое имущество ни новая власть, ни «народ», оказались не в состоянии им рачительно распорядиться – большинство из обителей  были просто разрушены. В тоже время за недолгий  срок некоторые монастыри видели больше мучеников, чем за всю предыдущую историю.

В конце встречи каждый желающий смог задать вопрос гостю, поделиться  своим мнением о события 20-х -30-х годов предыдущего века. Участники встречи особо отметили, что необходимо знать, прочувствовать и оценить  историю такой, какая она есть – не замалчивая и не приукрашивая.