ПОКРОВСКИЙ ПРИХОД ГОРОДА НОВОДВИНСКА
Архангельская епархия Русской Православной Церкви

МИТРОПОЛИТ ДАНИИЛ: БУДЕМ ГОТОВИТЬСЯ К КАЖДОЙ ЛИТУРГИИ, ЧТОБЫ НЕ ПОРУГАТЬ ДУХА СВЯТОГО

МИТРОПОЛИТ ДАНИИЛ: БУДЕМ ГОТОВИТЬСЯ К КАЖДОЙ ЛИТУРГИИ, ЧТОБЫ НЕ ПОРУГАТЬ ДУХА СВЯТОГО

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 28 мая, в день Святого Духа, совершил Литургию в Свято-Духовском храме Новодвинска.

«Мы собрались в этот храм, чтобы подготовить сердца к встрече с Богом, Славимым в Троице, — сказал в проповеди владыка. — Мы вспоминаем событие Священной истории — схождение на апостолов Святого Духа в виде огня. Пламя попаляет все нехорошее, все вредоносное, как отделяет чистый металл от его примеси. Бог сошел в виде огня, чтобы согреть и просветить учеников Христа энергией Божией, которая называется любовью. После Пятидесятницы апостолы стали преизобиловать даром любви. Они так возлюбили людей, что отдали свои жизни ради них».

По словам архипастыря, каждый христианин имеет в себе частичку Царствия Божия: «Этот уголек надо суметь не погасить, надо создать поток воздуха, чтобы он смог воспламенить все естество, разжечь благодать в человеке. Как уголек затухает без веяния воздушного, так и наше сердце становится холодным без участия в таинствах Церкви, без молитвы, без добрых дел, без чтения Слова Божия и без теплого человеческого общения. Плохо, что собираясь вместе, мы зачастую от обсуждения происходящего в мире, скатываемся к осуждению людей. Так мы не пускаем в свою жизнь Духа Святого. Даже приходя в храм, мы часто ведем себя неправильно — это касается и священников, и певчих, и прихожан — не хотим сосредоточиться, мысли наши витают неизвестно где! Как исправить положение? Быть внимательным к собственной внутренней жизни, укорять себя, когда чувствуешь, что сердце немирное, просить Бога прийти и очистить от всякой скверны».

Одна из проблем верующих людей — когда посещение храма не приносит духовной пользы, но служит диаволу, отметил митрополит Даниил: «В древности был святой Исаия Отшельник. Он говорил, что есть люди, в которых не произрастает Царство Божие, потому что они нерадивые и ленивые. Есть и те, которые ходят в храмы и молятся, но они тоже далеки от Царствия Божия, потому что невнимательны, делают все без рассуждения. Действительно, можно помолиться в храме, но из-за невнимательности, выйдя из церкви, растерять всю благодать. Невнимательного человека тут же ограбят бесы, отберут у него те сокровища духовные, которые приобретаются на молитве. Поэтому нельзя разрешать себе лень и рассеянность. Также нельзя приходить на службу без подготовки. Священники и миряне должны готовиться к каждой Литургии, к этой встрече с Богом — надо воздерживать свое естество, не давать ему воли, чтобы оно могло принять в себя Духа Святого. Будем помнить, что без внутренней работы над собой, без подготовки нельзя принять Дары Бога. Не забудем, что фарисей и мы, когда уподобляемся ему, выходим из храма осужденными, а не помилованными! Будем готовиться к каждой службе, чтобы не похулить Духа Святого своей жизнью, внутри своего сердца!»

На второй день праздника Пятидесятницы Православная Церковь отмечает День Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие еретическому учению, умаляющему Третье Лицо Троицы — Святой Дух. Согласно православному вероучению, ипостасной характеристикой Святого Духа является его исхождение от Отца (в отличие от католического богословия, по которому Он исходит от Отца и Сына).

В день Святой Троицы празднуется схождение Духа на апостолов в виде огненных языков. Он сообщает Свои благодатные дары верующим, таким образом делая их Церковью. Дары Святого Духа, вводящие человека в Церковь, передаются новообращенному в Таинстве Миропомазания.

В православном богословии следует различать Сам Святой Дух и нетварные Божественные энергии (благодать). В иконографии Святой Дух изображается чаще всего в виде голубя (в воспоминание Его сошествия на Господа Иисуса Христа во время Его Крещения).

Пресс-служба Архангельской епархии