ПОКРОВСКИЙ ПРИХОД ГОРОДА НОВОДВИНСКА
Архангельская епархия Русской Православной Церкви

ПРИХОЖАНАМ НОВОДВИНСКОГО ПРИХОДА РАССКАЗАЛИ О «ФОРМЕННЫХ ГОЛОВНЫХ УБОРАХ»

ПРИХОЖАНАМ НОВОДВИНСКОГО ПРИХОДА РАССКАЗАЛИ О «ФОРМЕННЫХ ГОЛОВНЫХ УБОРАХ»

21 февраля 2019 г. для прихожан Покровского прихода и других жителей города Новодвинска в Православном культурном центре состоялось мероприятие «Форменные головные уборы», которое было построено из двух частей, логично вытекающих одна из другой.

В первой его части выступила Доронина Оксана Вячеславовна, сотрудник Новодвинского военно-патриотического музея. В начале она, использовав видеоматериалы, представила слайд с изображением древнерусского воина Киевской Руси XIII века в доспехах и современного бойца спецназа Российской Федерации XXI века, что вызвало интерес присутствующих к сравнению их воинского обмундирования. Конечно, оно отличалось, ведь между ними — море времени! Единственное сходство — это закрытое лицо, где видны лишь глаза.
Далее демонстрировались иллюстрации воинов в различные исторические периоды и комментировались их отличительные особенности. Вот примеры некоторых из них. Петр Первый ввел униформу по шведскому образцу. В царствование Екатерины II информативную ценность содержат убедительные слова князя Григория Александровича Потемкина-Таврического: «Завиваться, пудриться, плесть косы, солдатское ли это дело?… Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то готов». Павел I ввел новую форму в русской армии, взяв за основу прусское обмундирование. При нем появились шинели, введение которых сыграло положительную роль для солдат.
Кроме того, Оксана Вячеславовна сообщила об обмундировании бойцов в различных войнах: Первая мировая война (1914-1918 гг.), Гражданская война в России (1917-1922 гг.), Советско-финская война (1939-1940 гг.), Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) и др. При этом она раскрыла особенности военной формы различных видов и родов войск.
Сотрудник музея рассказала о земляках-участников войн: Глебов Иван Григорьевич, житель нашего города, участник Советско-финской войны и Великой Отечественной войны, погиб под Ленинградом; Шанина Роза Егоровна, первая женщина-снайпер, удостоенная орденами Славы II и III степени и медалью «За отвагу»; была тяжело ранена, спасая раненного в бою командира артиллерийского подразделения, скончалась в госпитале, не дожив несколько месяцев до Победы и др. Были поведаны и истории о воинах-«афганцах», жителей нашей области. «Форма удобная для наших солдат появилась лишь в Афганистане», — особо отметила она. Закончив выступление, Оксана Вячеславовна призналась: «Я выразила женскую точку зрения».
Но была возможность выслушать и мужскую точку зрения во второй части мероприятия, когда участники перешли из актового зала в помещение военно-патриотического музея; тем более, что среди них были не только женщины, но и мужчины. Особое внимание привлекли у присутствующих стальные шлемы (Германия, образец 1916 года, др.), шлемы авиационные СССР 1930 года; гимнастерка, пилотка рядового и офицера РККА образца 1943 года и многое другое. Экспонатов в музее было столько, что глаза разбегались! Про некоторые из них с интересом рассказывал Дерябин Алексей Анатольевич, командир Новодвинского военно-поискового отряда и Анисимов Алексей Владимирович, поисковик. Например, про лопату штыковую (Великобритания, начало XX века), самодельный жетон солдата Вермахта и др. Ведь интересно знать все детали и про противника!
«А если здесь буденовка?» — спросила я Виктора Васильевича Лаврова, капитана второго ранга запаса, председателя Архангельской областной организации «Ветераны Северного флота». — Мой дед был участником Советско-финской войны 1939-1940 годов». Мне вспомнился рассказ моего отца о том, что однажды, его отец- мой дед сутки лежал на льду с другими бойцами Красной Армии, выполняя какой-то приказ, пытаясь не обнаружить себя, финскими стрелками-«кукушками». Получив утвердительный ответ, я с интересом выслушала сообщение Виктора Васильевича о происхождении буденовки («фрунзевка», «богатырка»), ее предназначении и упразднении в 1940 году, хотя на практике она оставалась в ходу значительно дольше. Прикоснувшись к буденовке, мне вспомнились сведения о том, какие были сильные морозы в то время, потому и буденовка оказалась непригодной для тех условий.
Затем Виктор Васильевич показал мне шапку-ушанку, аналог той, в которой воевал мой дед в Великой Отечественной войне, в 1941-1942 годах под Ленинградом и увлекательно рассказал о ней. Потом капитан второго ранга запаса сообщил о фуражке пограничных войск 1940 года, напоминающей ту, в которой служил мой отец-пограничник в Эстонии, в 50-годах прошлого столетия, ловивший «лесных братьев». Помимо того, он показал аналог морской формы моего брата, служившего в Северном флоте ВМФ СССР, а также пояснил про военный головной убор военнослужащего в армии России, где служил мой племянник.
На все мои вопросы в музее были показаны соответствующие экспонаты и получены четкие ответы, которые сложились в единый увлекательный рассказ об истории нашей армии и Военно-морского флота. Только не успела побеседовать о воинском обмундировании моих прадедов, служивших в Царской России. Вспомнился афоризм Козьмы Пруткова: «Никто не обнимет необъятного». Поэтому узнаю – в следующий раз! Необходимо постоянно посещать экскурсии в военно-патриотическом музее. Ведь каждый его экспонат – это веяние истории!
Думаю, что интересно было не только мне, а всем участникам мероприятия. У каждого из них есть свой семейный архив, а здесь можно найти — живые нити истории! Но этого мало! Даже, по моему мнению, недостаточно экскурсий, которые организуются только для образовательных организаций. Следует приходить родителям, бабушкам и дедушкам вместе с детьми, как пришла на мероприятие мама-прихожанка с сыном Владиславом, школьником. Владислав внимательно изучал экспонаты музея и слушал про них сообщения. На мой вопрос о том, что ему больше всего понравилось в музее, он серьезно ответил: «Военная форма».
Необходимо уделять большое внимание духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей и подростков, начиная с дошкольного возраста. В этом значительную роль играет проведение экскурсий в военно-патриотическом музее. «Весь мир отражается в капле воды!» Получая знания о военной службе, воинском пути своих отцов, дедов, прадедов и т.д. ребенок изучает историю своей страны. Он убеждается в том, что во все времена защита Отечества была священной обязанностью воинов!
Важно помнить, что подрастающее поколение – это будущее России!

Кушкова Татьяна Владимировна