ПОКРОВСКИЙ ПРИХОД ГОРОДА НОВОДВИНСКА
Архангельская епархия Русской Православной Церкви

Всю душу вычистят

Певчие хора – монтер, инженер, художник, пенсионер

Певчие хора – монтер, инженер, художник, пенсионер

В декабре 2013-го я была в командировке на Соловках. Неделю пробегала по делам и лишь накануне отлета пошла на вечернюю службу в монастырь. Как пела братия! Описывать не берусь – слова меркнут. Пение монахов надо слышать и впитывать. Я услышала любовь и радость, мольбу и тоску, жертвенность и надежду. А некоторые песнопения духовные отцы исполняли… весело, игриво и с таким удовольствием, что вспомнилось пение хора мальчиков из далекого пионерского детства, а медсестра Соловецкой больницы – из прихожан на службе были только мы c ней, – расчувствовавшись, шепнула: – Как поют! Всю душу вычистят!

Подтягивался до крестного отца

Действительно, церковное пение чистит и успокаивает душу. А ведь на клиросе поют не священники, простые смертные – бабушки, студенты, школьники, серьезные мужчины, учителя музыки и люди без намека на музыкальное образование…

Что заставляет их спешить в храм после работы- учебы? Разучивать сложные молитвы на старославянском и греческом? Проводить сладкие утренние часы не у телевизора на диване, а в церкви или на репетиции?

На эти вопросы ответил мой знакомый Сергей. Его на Пасхальной службе я разглядела на клиросе в одном из новодвинских храмов. После службы подошла, разговорились.

Сергею чуть за сорок. Он инженер. Увлекается джазом и фото. Любит современную музыку, а последние семь лет как на работу ходит в храм – поет в церковном хоре.

– Я крестился еще школьником, но в 80-е годы ходить в церковь было не принято, – рассказывает Сергей. – Один мой друг посещал службы постоянно. И меня хотел приобщить, но я отказывался. Когда у другого лучшего друга родился сын, он предложил мне стать крестным отцом. Я был не готов, обратился за советом к верующему другу. Тот сказал, что крестный несет ответственность за своего крестника. Ребенку нужно не подарки дарить, а молиться за него, воспитывать в вере. Отказать другу я не мог, решил подтягиваться до крестного отца.

Настоящая музыка – духовная

Сергей стал регулярно ходить на воскресные службы, учить молитвы. Слово Божье проникало в душу. Вскоре он понял, что ходит в храм не только ради крестника. Ради спасения своей души. Молодого прихожанина приметил священник, предложил петь в церковном хоре.

– Поначалу я стеснялся петь. При мысли, что кто-то из знакомых увидит меня на клиросе, охватывала паника, – признается Сергей. – Но если меня и видели, то не высмеивали, а, наоборот, удивлялись и поддерживали. Я стал петь спокойно, чувствовал помощь настоятеля и ребят из хора. Наш регент раньше был артистом, учил детей вокалу. Он жалел, что столько лет потерял на эстраде, а надо было заниматься духовной музыкой. Я тоже в молодости был диджеем на дискотеках, сейчас смешно об этом вспоминать. Регент привил нам любовь к духовной музыке Чайковского, Борт-нянского, Чеснокова.

Сейчас крестник Сергея уже школьник. Родители воспитывают его в разум-ной строгости и вере. Помогают мальчику и наставления крестного отца.

– Детей и молодежь бесполезно заставлять ходить в церковь. Воспитывать следует только личным примером, – убежден Сергей. – Всегда радуюсь, когда вижу на воскресных и вечерних службах молодежь. Когда в церкви одни бабушки, это плохо, нет смены поколений.

Чудес не хочу

Вместе с Сергеем на клиросе поют люди разных профессий и сословий: школьницы, художник, системный администратор, монтер «Ростелекома», коммунальщик…

– Церковь нам немного приплачивает, а правильнее бы петь во славу Божию, бесплатно, – говорит Сергей. – Главное – не деньги, а очищение и успокоение своей души, молитва за ближних. Я до сих пор многого не понимаю на службе, но чувствую, как в душу проникают молитва и благодать святого Духа. А как приятно, когда после службы бабушки благодарят: «Хорошо спели! Спаси Господи!» Ради этого стоит петь в храме. Верующие за нас молятся на службе, а мы за них. Мы такие же смертные, как и все, также грешим, но понимаем свою греховность и стараемся исправиться.

По признанию Сергея, во время поста он старается не смотреть телевизор, без надобности не заходит в Интернет, старается оставить мирские дела и не пропускать службы. Утром и вечером читает Евангелие, учение апостолов, псалтырь, жития святых.

– Через молитву и чтение Евангелия мы общаемся с Богом. Многое становится понятнее – и своя греховность, и неправильные поступки. Становишься спокойнее и мудрее, миришься с несправедливостью. Стараешься добрее относиться к людям – милостыню дать, помочь делом, доброе слово сказать. Родные заметили, что у меня изменился характер, стал сдержаннее. Мама в пост готовит для меня постное, но ограничение в еде – не главное. Нужно молиться, ходить на службы, исповедоваться, причащаться и читать Библию.

– А какого-то чуда в твоей жизни не произошло?

– Я не жду никаких чудес. Родные и близкие живы и здоровы – хорошо. Есть работа и кусок хлеба – прекрасно. Удается где-то подработать – отлично! А большего мне не надо. Просить у Бога что-то для себя – это мирское. Господь и так знает все наши желания и потребности. И дает их. В Страстную седмицу службы начинаются рано, идут долго, я старался их не пропускать. Свою основную работу ночами делал, а в восемь утра уже пел в храме. А как батюшки выматываются в пост! У них по две службы в день, да еще свои церковные дела, но все успевают, потому что Господь дает им силы и здоровье. Вот чудо-то где!

Источник: http://dvina29.ru/novodvinskij-rabochij-side/item/5975-vsyu-dushu-vychistyat
© ИД Двина