ПОКРОВСКИЙ ПРИХОД ГОРОДА НОВОДВИНСКА
Архангельская епархия Русской Православной Церкви

ВАСИЛИЙ ТРОФИМЕНКО ПРОДОЛЖАЕТ ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ, ТЕМА ПОСЛЕДНЕЙ «ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

ВАСИЛИЙ ТРОФИМЕНКО ПРОДОЛЖАЕТ ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ, ТЕМА ПОСЛЕДНЕЙ «ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», — эти слова Михаила Васильевича Ломоносова, нашего земляка, российского ученого, получившего мировое признание, как будто являются девизом к организации цикла встреч по теме: «Церковь, государство, народ: рассказы из истории Русского Севера» в городе Новодвинске, в Православном культурном центре.

Следует отметить, что эти мероприятия проводит с декабря 2017 года -Василий Георгиевич Трофименко, доцент кафедры Всеобщей истории САФУ, заместитель директора Государственного Архива Архангельской области, представитель АРОО «Северное историко-родословное общество». На каждой встрече освещается важная страница в истории Русского Севера, которая характеризуется то радостными, то грустными, то трагическими событиями.

В 2020 году продолжились мероприятия для прихожан Покровского прихода. Так, 16 февраля 2020 года прошла встреча по теме «Раскол Русской церкви и его последствия для Севера (к 400-летию протопопа Аввакума Петрова)». Василий Трофименко раскрыл роль двух известных личностей – протопопа Аввакума и патриарха Московского Никона, оставивших след в истории Русской православной церкви. Необходимо подчеркнуть, что оба они были участниками влиятельного Кружка ревнителей благочестия, к тому же – друзьями и соратниками, а после начала реформ Никона – противниками. Лектор поведал о том, что Никон был тесно связан с Севером, был монахом Соловецкого, затем Кожеозерского монастырей. В 1652 году Никон становится патриархом. Историк сообщил об его реформах. Кроме того, Василий Трофименко ознакомил слушателей с биографией протопопа Аввакума Петрова, которому в 2020 году исполняется 400 лет. Он является автором: «Житие протопопа Аввакума», ряда полемических сочинений и посланий единомышленникам. Аввакум дважды оказывался в ссылке на Севере – сначала в Мезени, затем в Пустозерске. Василий Трофименко раскрыл причины раскола русской церкви, в том числе на Севере, и их последствия.

22 марта 2020 года состоялась встреча по теме «После гражданской войны» (к 100-летию падения Правительства Северной области). На мероприятии присутствовали прихожане Покровского прихода, сестры милосердия новодвинского отделения Архангельского епархиального сестричества во имя святой царственной мученицы Александры Федоровны Романовой и другие жители г. Новодвинска. Среди них были постоянные участники мероприятий, а также присутствовали новые представители города бумажников.
Василий Трофименко рассказал о важнейших исторических событиях, происходивших на Русском Севере в 20-х годах прошлого столетия. Повествование историка началось с демонстрации фотографии Временного Правительства Архангельской области, где был представлен Евгений Карлович Миллер – генерал Царской армии, который был приглашен антибольшевистским правительством на должность генерал-губернатора Северной области, чтобы возглавить оборону Севера от большевиков.
Лектор сообщил об антибольшевистском перевороте, происшедшем 2 августа 1918 года, о красных партизанах, воевавших с белыми. Он раскрыл причины, цели иностранной военной интервенции на Севере, которая привезла хлеб, оружие. «У интервентов были танковые войска», – особо отметил Василий Трофименко. Историк рассказал о действиях интервентов, обозначил причины их эвакуации.
Лектор обратился к «Воззванию Временного правительства Северной области к населению» 18 февраля 1920 года, где было указано: «…яд большевистского разложения проникал в умы нашей армии и она, не подкрепленная тылом, потеряла свою стойкость…». «19 февраля 1920 года – Архангельск оказался в руках рабочих, а Евгений Миллер покинул город», – подчеркнул Василий Трофименко.
Историк поведал о трудностях, задачах 1920-х годов: транспортный кризис, заготовки экспортного фонда (лес), ликвидация неграмотности и др. Он сообщил о значимых событиях 1920 года: 4 марта — при ВСНХ организована Северная научно-промысловая экспедиция; 10 марта – создано Беломорское управление рыбных и морских звериных промыслов («Областьрыба»); 1 апреля – начал работу первый детсад в Архангельске, к концу года осуществляло деятельность 5 детсадов и др. Василий Трофименко рассказал, как осуществлялось принуждение людей к принудительным работам без лишения свободы. Формировались так называемые роты «Всеобуча», направляемые, в том числе, на лесозаводы Архангельска, однако многие из «трудовых мобилизованных» не имели соответствующей для сезона рабочей одежды, что делало их скорее обузой, чем подмогой для рабочих.

Лектор уделил особое внимание темной стороне новой жизни: практика концлагерей почти с самого начала гражданской войны, которая усилилась с объявлением красного террора – 5 сентября 1918 года. Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 года предписывалось уже в обязательном порядке создавать в каждой губернии не меньше одного концлагеря, рассчитанного не менее чем на 300 человек. «Самый известный такой лагерь был устроен большевиком Михаилом Кедровым в Холмогорах после подавления Белого движения на Севере», — пояснил Василий Трофименко. Историк сообщил об использовании монастырей как части пенитенциарной (тюремной) системы в 1920-1923 гг. Так, в помещениях Пертоминского монастыря существовал лагерь принудительных работ для противников Советской власти. В июне 1920 года в зданиях Холмогорского Успенского женского монастыря был организован лагерь для военнопленных и др. Лектор подробно рассказал о Соловецком лагере, а также об использовании монастырей как мест изоляции «трудных» детей. Об этом свидетельствует факты: 28 ноября 1920 года — решение Архангельского губисполкома «Об использовании помещений бывшего Николо-Корельского монастыря для колонии дефективных детей», летом 1920 года в Сийском монастыре была открыта Сийская детская колония и др.

После выступления лектора слушатели задали ему вопросы и завязалась беседа, которая переросла в дискуссию о политике 1920-х годов и возможности повторения тех трагических событий в современных условиях.
Ценность встреч, проводимых историком Василием Трофименко, заключается не только в преподнесении им материала на основе архивных документов, с использованием старинных фотографий, а самое главное – это освещение реальных событий минувших времен. Ведь нам преподносились исторические сведения сквозь призму советской агитации и пропаганды, оттого многие темные пятна истории оставались за кадром. Поэтому на таких мероприятиях полезно устремить взгляд в прошлое для изучения и анализа истории Русского Севера, а также — в настоящее, чтобы проанализировать современную ситуацию в северном крае, стране, отзвуки которой идут с прошедших времен.