Туда, где интереснее
– Татьяна, традиционный вопрос, как пришла в Церковь? Какой храм стал первым?
– Все пришло из детства. Моя бабушка и прабабушка были женщинами глубокой веры, почитающими Христа, много мне об этом рассказывали. Мама немного противилась тому, чтобы я слушала их разговоры о вере. Но зерна были добротные и посажены в благодатную почву.
Самостоятельно в церковь пришла уже в сознательном возрасте. Во второй половине 80-х годов приезжая в Архангельск, а для нас старшеклассников там было гораздо интереснее, чем в Новодвинске, заходила в Ильинский собор. А по настоящему первым храмом и приходом для меня стала Никольская церковь на набережной Северной Двины. Тогда приход у отца Александра Казарика был молодой, активный. Там я провела лет семь моей молодости.
А потом у меня родилась старшая дочь, и я перебралась поближе к дому – в новодвинскую Покровскую церковь.
По обмену опытом
Поначалу только дочь причащала, а чем дальше, тем больше втягивалась в приходскую жизнь Покровской церкви.
Храм всегда наполнен приходскими бабушками. Вот от них то и черпали мы идеи и вдохновение для себя, для воспитания своих детей. Именно благодаря тому, что наши бабушки приняли меня в свой “клуб”, начали подсказывать, наставлять и помогать, зародилась идея создания семейного клуба, который бы объединил поколения. Так что наше семейное объединение никогда и не было яслями для детей или кружком по интересам для родителей. Мы в нем собираемся семьями. Он стал формой передачи опыта по воспитанию, взращиванию детей. Наши бабушки многое прошли в жизни, а у нас молодых родителей опыта еще маловато. И откуда нам получить этот опыт, как не от бабушек? Вот так и соединились поколения.
– И чем занимаются семьи в клубе?
– Мероприятий много. Мастер-классы проводим к большим праздникам, ручными изделиями потом украшаем воскресную школу. Ребятни всегда участвует много. Наши бабушки одни из первых привнесли в нашу жизнь бисероплетение и выпечку козуль. Потом стали проводить театральные встречи, песенные вечера. А почему? Опять же опыт бабушек. Вот как-то собирались вместе, а они и говорят: “Чего не поете, опять думу думаете?” А к чему такое замечание? А чтобы не мечтали, не придумывали себе жизнь фантазийную. Нужно всегда быть занятым: трудиться и песню напевать. На глупости ни сил, ни времени не остается.
Вслед за детьми
– А разве недостаточно для христианского образования и воспитания воскресной школы?
– Дети имеют свойство расти, и вот когда наши старшие дети стали подростками, мы столкнулись с новыми проблемами. Девочки занимались в музыкальной школе, учились на хоровом отделении, и для них занятия в воскресной школе все больше становились неинтересными. Они все больше стали уходить от нас.
Мы стали искать решения, чтобы привлечь их в воскресную школу, на церковную службу. И года четыре назад обратили свой взор на епархиальную воскресную школу в Архангельске. Заинтересовались этой перспективой потому, что там воспитанники полностью исполняли всю литургию, чего не было в нашем приходе. Мы получили несколько благословений от священников, в том числе и от отца Александра. Так началась новая активная стадия в работе Семейного клуба. С детьми выездили два года.
Один в поле не воин
– Каждое воскресенье в Архангельск и обратно. И кто взял на себя роль провожатого?
– Четыре семьи собрались, обсудили, приняли решение о судьбе детей и семей. Понятно, что на одной семье в подобных делах не выехать. Так что участвовали все, по мере необходимости подключались все, а так каждый сам брал на себя ту или иную роль. Потом Роман Клещин предложил нам расти, и к нам потянулись другие семьи.
– Стали рекламировать себя?
– Нет. Все приземленнее. Каждая семья в приходе по мере взросления детей сталкивается с различными трудностями. Многие эти трудности преодолимы, клуб же помогал, зачастую опытом и советом. Этого было достаточно. Семейный клуб увеличился количественно и расширился в возрастном диапазоне. Появились новые формы работы. Стали выбираться за город в большие походы. Активную роль стали играть папы и сыновья. Ребята постарше начали участвовать в региональных проектах.
Жизнь подсказчица
– А именно?
– Один из последних и самых ярких проектов – участие в православном лагере на Цилибе, где сейчас восстанавливается древний храм.
– Как оказались там, это же юг области?
– Благодаря связям с Антониево-Сийским монастырем. Для меня Сия – особый этап в личной жизни. Начался давно, еще в середине 90-х годов. Тогда Сия стала первым монастырем в моей жизни. Именно там я присутствовала на первом монашеском постриге, да не кого-нибудь, а самого отца Ионы.
У Бога не бывает случайностей. Потом неоднократно приезжала туда помолиться и потрудиться. Так что Сия оставила глубокий след в моей жизни.
Сейчас, когда монашеская братия проводит летом крестный ход в Емецке к Святому озеру, на меня легла организационная работа для новодвинских верующих, желающих участвовать в соборной молитве. Найти автобус, организовать поездку, собрать людей, составить график движения. Каждый год после Троицы мы приходим на берег Святого озера. И нас все больше и больше. И дети всегда рядом с нами.
И вот пару лет назад сийский игумен Варсанофий познакомил меня с мероприятиями, проводимыми на Цилибе. Так произошло объединение семейного клуба и Сии. На Цилибу наши дети минувшим летом выезжали, помогали восстанавливать там храм.
– Вся работа семейного клуба организована вокруг детей, подростков. Может его переименовать в “Детский” или “Подростковый”?
– Название вторично. На первом плане наши дети, особенно подростки. Они самые ранимые и уязвимые участники приходской жизни. За малыми детьми присматривают многие, и с ними проще. Взрослые имеют крепкую веру и способны сами себя организовывать. А вот подростки оказываются незамеченными в приходе и выпадают из приходской жизни. Так что не мы это придумали, жизнь сама подсказала, что и как необходимо делать.