Документы “О воспитании детей”
Как праздновать Рождество с детьми
О воспитании Св. Лука Войно-Ясенецкий
Принципы воспитания И. Кронштадского
Как любить ребёнка Януш Корчак
Как научиться терпеть недостатки ближних
Т. Шишова Как правильно хвалить ребёнка
Отрок, предоставленный своей воле, делает стыд своей матери. (Притч. 29:15).
Начиная разговор о послушании детей, обратимся, прежде всего, к источнику, выше которого нет, — к Священному Писанию. В Евангелии не много повествуется о детстве и отрочестве Господа нашего Иисуса Христа; но это немногое весьма важно и поучительно. О 12-летнем Иисусе Евангелист Лука записал следующее: «Иисус пошел и пришел с ними в Назарет; и был в повиновении у них». Эти слова написаны в конце рассказа о том, как Иисус отстал от своих родителей, возвращаясь из Иерусалима, и как они долго искали Его. Евангелист поставляет в похвалу Отроку Иисусу послушание родителям. В Иисусе, достигшем мужеского возраста, апостол Павел прославляет — послушание Его Небесному Отцу: Он послушен был, свидетельствует апостол, даже до смерти, и смерти крестной. Апостол идет еще дальше и выводит из этого послушания грядущее спасение мира: как непослушанием одного (Адама) пришел грех, так послушанием одного (Христа) придет оправдание.
Нет необходимости говорить о величайшей важности послушания вообще в жизни людей; а как оно безмерно важно в воспитании детей — знают все родители. Можно даже сказать: кому удалось воспитать своих детей послушными, тот исполнил свою обязанность, разрешил свою воспитательную задачу.
Прежде всего надо сказать, что послушание есть такое растение, которое может расти не во всяком доме; а только там, где почва для него благоприятна. К прискорбию, есть семейства, в которых нет ничего благоприятствующего воспитанию детей в послушании. Это все те семейства, где господствует дух вольномыслия, вседозволенности, неуважения законов Божеских и человеческих, —дух, который не хочет признавать никаких авторитетов. Сейчас чаще всего тогда только прибегают к защите Божеского или человеческого закона, когда это находят удобным для себя и полезным. Где родители заражены этим духом, там невозможно воспитать детей в послушании. Кто хочет иметь послушных детей, тот сам должен уважать всякий признанный авторитет, всякую власть и закон, чтить Бога, Церковь, соблюдать заповеди Божии и установления церковные, выполнять государственное законодательство.
Но в иных семействах о Боге вспоминают в самую последнюю очередь. О Нем не принято бывает говорить, разве только при чтении чего-либо, где между строк выражается неверие в Бога или отрицается какая-нибудь незыблемая истина. […] О том, что есть обязанности по отношению к Богу, многие совершенно не думают. И когда кто-нибудь надлежащим образом исполняет их, то это, по меньшей мере, возбуждает в обществе удивление. Все это ребенок видит и слышит. Какое же заключение выведет он отсюда? Очень простое: если отец мой не почитает Бога, не слушается Бога, то и я могу не почитать, не слушаться отца, не исполнять заповеди Божии. И согласитесь, при таком рассуждении логика ведь будет на стороне детей.
Далее, если принять во внимание, что для многих родителей власть Церкви и авторитет духовенства не имеют ни малейшего значения, то понятно, что в таких семействах не может быть и речи о воспитании детей в послушании. «Что мне священник? Что мне его выдумки?.. Разве можно верить тому, что он говорит?» — такие речи ныне нередко приходится слышать и детям! Между тем, ребенок в школе и в церкви слышит от священника, что дети должны быть послушны своим родителям. А дома авторитет священника часто разрушается грубой насмешкой. Отсюда дети выведут прямое заключение: если отец мой не признает никаких заповедей, о которых говорит священник, то и мне нечего слушать его наставления, обращать внимание на его слова, когда он разъясняет пятую заповедь: чти отца твоего и матерь твою.
То же самое бывает и в отношении авторитета начальствующих. «Что мне начальство? Я сам себе господин: что хочу, то и делаю!» — говорит иной, говорит нередко и хуже. Конечно, эти речи не опасны для начальства, оно может принудить к послушанию имеющейся в его распоряжении силою, чего не делают ни Бог, ни Церковь. Тем не менее здесь есть почва для развития в детях непослушания родителям. Везде, где не признается и не уважается Божеская и установленная Богом власть, где законы исполняются только страха ради, там воспитание послушания не имеет почвы. Кто презирает авторитет Божий, авторитет Церкви, авторитет всякого начальства, тот не может требовать от своих детей, чтобы они уважали его родительский авторитет; и кто добровольно и по чувству долга не следует названным авторитетам, тот никогда не сможет воспитать своих детей послушными. Поэтому, если вы хотите, чтобы дети ваши были послушны, то уважайте законные авторитеты, сами следуйте их законам и прежде всего учите этому своих детей. Это их основа послушания вам.
Но предположим, что для развития послушания в детях имеется благоприятная почва. Что же надо делать, чтобы вырастить его? Послушание, в сущности, есть подчинение нашей воли воле чужой. Но чтобы подчинить свою волю воле другого, надобно иметь расположение и уважение к тому, пред кем должна склоняться моя воля, надобно любить его, чтобы следовать ему.
Между всеми душевными силами самая сильная есть воля; она господствует над другими; чего мы хотим, о том только и думаем, и говорим, то только и делаем. Бог дал нам эту душевную силу, дабы мы хотели добра и делали добро, ненавидели зло и отвращались зла. Но наша воля ослаблена грехом и склонна ко злу. Эта слабость пришла к нам с первородным грехом, привнесшим своенравие и упорство, которое с детства должно быть обуздываемо и искореняемо. Виноградная лоза приносит благородные и сладкие плоды, но не тогда, когда дают ей расти, как она хочет, а когда ее обрезают и привязывают к жерди. Что в виноградной лозе обрезывание и привязывание, то производят дисциплина и обуздывание своенравия и упорства в детях, чтобы они приносили благородные, сладкие плоды послушания. А чтобы вам собрать эти плоды, надо следовать определенным правилам.
Не допускайте в ребенке с малых лет упорства и своенравия, если хотите, чтобы он был послушен. Это не значит, что вы ни в чем не должны давать ему свободы. Если ребенок в надлежащее время просит пищи, так как чувствует голод, то это его желание должно исполнить, потому что отказать в этом было бы жестоко и безжалостно. Просит вещь, необходимую ему в школе, — нужно исполнить его волю, иначе мы подвергаем его опасности, что он приобретет эту вещь бесчестным путем. Совершенно иное дело, когда он хочет чего-нибудь непозволительного: в этом должно ему отказать, не обращая внимания на слезы. Никогда не следует обращать внимания на капризы детей; кто раз показал слабость, будет и впредь рабом своего ребенка, и его своенравие станет господствовать над родителями.